rid_do (rid_do) wrote,
rid_do
rid_do

Categories:

"Без названия ", Марчелли, или some like it



                           Давно не встречала такого разброса мнений. Разошлись просто по полюсам,  Правда, и на том, и на другом полюсе всякие оговорки, причем, разной степени и рода, что с полюса народ невольно смещается к экватору. Я тут выступлю с позиции одобрямса, но, все-таки, тоже не без оговорок.
                             Первое действие далось с трудом. Перед занавесом мало-помалу  набирается куча народу, мимо которой еще и шастает туда-сюда  строй лакеев с подносами и без, и при этом актеры проговаривают-выкрикивают-прошептывают свой текст, все в костюмах типа с миру по нитке (а мир так богат!), все нелепо, бестолково и, прямо скажем - мало интересно. Суп в кастрюльке Глагольев-второй в хипстерском прикиде прямо из Парижа уже просто испугал. Неужели нас ждет Аншлаг? Хотя мелькали, мелькали крохотки, не дававшие угаснуть надежде. Поклон Саши, например, хоть и был в том же стебном духе и народ рассмешил, однако я бы его еще и отдельно посмотрела. В общем, вышла в антракте со смешанными чувствами. Рассказывала своей спутнице, по молодости лет, не прошедшей мой образовательный путь, про фильм Михалкова...
                            А потом было действие второе. Ну это ж просто сон в летнюю ночь. Платонов (замечательный Кищенко), аки  тетерев на току или какое парнокопытное в гоне, затевает любовные игрища со своей супругой, внимающей ему из окна что твоя Джульетта, а тут поспевает и генеральша с предложением, от которого нельзя отказаться. Эта троица разыгрывает такой смешной, грубоватый, но очаровательный скетч, что Шекспир бы, кажется, и правда, заценил. При том, что все равно все у них получается через жопу   ничего у них не получается. Сольный номер соблазнительницы-генеральши, закончившийся призывной - "па-паамм!" - демонстрацией стянутых с себя трусиков доконал все еще сомневающегося героя, но едва он успел справиться со своими штанами, в окне вновь объявляется законная вторая половина, и действие плавно перетекает в хрестоматийный прием дуэта соперниц, пленявший меня когда-то в "Дворянском гнезде" и "Горькой луне" (последний был еще позаимствован в табакерковском Идиоте). Он, однако, тоже вышел ни в склад, ни в лад и ужасно смешным - Саша и генеральша пытаются затянуть романс, но каждая вступает не вовремя и даже, кажется, в разных тональностях, поскольку тетки друг друга не слышат, а просто пытаются (одна - небрежно-наплевательски, другая старательно-дружески) запеть все это дело и забыть.  И сцена эта идет в гениально выверенном темпе - нет ни спешки, ни пустот, все детальки подогнаны друг к другу, и смазки сколько надо.  И почему-то не перестаешь ждать, что вот-вот все перейдет в оргию на радость всем - у зрителям, и участникам. В пересказе это звучит действительно как Аншлаг, "но в стихах это было замечательно".
                      И, конечно, в третьем действии Светлова-Войницева ну просто сделала меня абсолютно. Я не видела, ни на сцене, ни на экране, такой потрясающей пьяной женщины (которая, кстати, мгновенно пьянеет у тебя на глазах, осушимши единым духом бутылку вина). Мало того, что она органична, как сама природа, так ей еще и сочувствуешь до слез - тут в который раз с ужасом вспомнила Неелову. А уж  сцена трио, когда она с Войницевым и Платоновым, сцепившись лицами - иначе не скажешь - изливают друг на друга потоки упреков, подозрений, просто открытие в сценическом искусстве (аллаверды к lev-semerkin). Не могу тут не привести еще одну ассоциацию с кино (а вовсе не с театром), которых я насчитываю все больше и больше. Войницев, женоподобный, как ему и полагается, стоя за спиной мамаши и вторя ей из всех сил, до невозможности напомнил Ярмольника в "Мюнхгаузене" - только этого было жалко.
                    Не могу все-таки сказать, что "Без названия" столь же филигранен, как "Екатерина Ивановна". И хотя действительно, как пишет тот же lev, смысл всего именно в бардаке и хаосе, все же любой элемент должен играть какую-то роль. Многое, все-таки, остается чем-то совсем уж наносным. При изрядном сокращении некоторые сюжетные линии остаются какими-то блеклыми или нарочито смазанными. Товариш Венгерович, например, владелец заводов, газет, пароходов сорока трех кабаков и его сын, записавший Платонова в нерукопожатные, - неужели только ради сюжетной лини с Осипом или ради напоминания об имевшем месте юдофобстве? Глагольев-старшой исполняет свою партию как заправская прима, но все равно выглядит каким-то довеском, мало что прибавляющим и мало что объясняющим в результате неразвернутости событий, с ним связанных. Итого, действие для меня сосредоточилось на... 5? (Платонов, генеральша, Саша, Софья, Войницев) - да, 5 лицах, а остальное как-то мимо. Нет, еще, конечно, Осип. Именно он вдруг повел меня в любимые дебри. Оттуда - пока одна штучка, а затем уж некоторый концепсьон.
                    Я уже давно твержу, где устно, где письменно, насколько Чехов пропитан Толстым. И вот в явном виде проступило еще и другое. Осип - это ж Федька-каторжник, только попроще и поестественней, без совсем уж вывертов ФМ. А если подверстать сюда еще и Горецкого, то получаем такой неизбывный типаж разбойника-урки-бандюгана, всегда готового, однако, ради любимого существа какую-нибудь подлость сделать. Дальше - больше. Спектакль удивительно современный, и лишь одно слово прозвучало для меня диссонансом - имение , и вовсе не в костюмчиках и приемчиках дело. (Кстати, фильм Михалкова со временем для меня стал выцветать, а теперь уж кажется просто архаикой). Анна Петровна, например, надралась совершенно по-нашему, по-доковски, а уж Платонов в койке - никого не напомнил? Мне вот еще как. 1) Вылитый Лукашин в момент насильственного пробуждения 2) лишний, лишний человек, но не из начала века, а из наших 70-80х, как-то: Зилов, Макаров из "Полетов во сне..." - он, Платонов, даже трясется как Макаров в стоге сена, когда его лукашинские интонации уже  сходят на нет. Общая же картина лишности, с болью и тоской - "Платонов болит", с ощущением бессмысленности, апатией, с добровольным лузерством, с отказом от борьбы за что бы то ни было, с "противопоставлением себя коллективу",   с легко восстанавливаемой для нашенских героев безотцовщиной,  с нищетой, с неимоверной притягательностью для женщин - вот сюда докатились в 20-21 веках все чайльд-гарольды, включая наших онегиных-печориных. Да, женщины оживляют существование, приносят минуты забвения и наслаждения, но при всем мужском даровании у Платонова и иже с ним эта опция какая-то факультативная, дон-жуанство их не страстное и вовсе не самоцель, а, скорее, попытка сбежать от себя и, все-таки, хлебнуть чего-то горячительного, какой-нибудь подпитки - не все же жить да мучиться.
          Поразительно, все же, что Чехов написал эту пьесу по нынешнему летоисчислению подростком и, надо сказать, для меня в этом возрасте она была у него единственной, которую я перечитывала несчетное количество раз, затупив совершенно на всех прочих и бормоча "ну ведь может, когда захочет". Конечно, влюблена была, что скрывать - всем нравятся мужики, которые ничем не дорожат и ни над чем не трясутся. Демоны, дракулы, не принадлежащие никому, да и себе тоже.
          Точку так и не ставлю. Еще можно ходить вдоль и поперек, но пора и честь знать. Поклон нижайший Марчелли и чудесным актерам. Солисты были бесподобны. 
Subscribe

  • Майерлинг

    Балеты долго я терплю, но редко. Может, потому никогда не начну в них толком разбираться. Отзывы помню радужно-восторженные, но преодолеть свою…

  • И снова она

    А что, очень насыщенно выглядит. Москва, правда, сильно съежилась, практически - до Богомолова, а это не есть хорошо. Того, что совсе не стоило…

  • В начале был "Лир король", театр Эрмитаж

    Мой первый спектакль этого театра. Все опасения и ожидания подтвердились. Очень смешанная техника. Начиная с одесского и японского колорита и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Майерлинг

    Балеты долго я терплю, но редко. Может, потому никогда не начну в них толком разбираться. Отзывы помню радужно-восторженные, но преодолеть свою…

  • И снова она

    А что, очень насыщенно выглядит. Москва, правда, сильно съежилась, практически - до Богомолова, а это не есть хорошо. Того, что совсе не стоило…

  • В начале был "Лир король", театр Эрмитаж

    Мой первый спектакль этого театра. Все опасения и ожидания подтвердились. Очень смешанная техника. Начиная с одесского и японского колорита и…